22 ИЮНЯ 1941 ГОДА ЛЁТЧИК ИЗ АТКАРСКА СОВЕРШИЛ ВОЗДУШЫЙ ТАРАН
Одним из пилотов, совершивших таран 22 июня 1941 года, был наш земляк Андрей Степанович Данилов. О его подвиге писали в своё время газеты «Правда», «Красная Звезда», сборник «Комиссары на линии огня, 1941-1945 гг..», Политиздат, 1985 г. и другие издания.
Это рассказ об отважном лётчике не официальными сводками и материалами газет, издаваемых в СССР, а повествованием самого героя. Этот рассказ записал ещё в 1975 году друг Андрея Степановича Данилова Михаил Лебединский, работавший в то время внештатным корреспондентом газеты «Коммунист» в год 30-летия Великой Победы. Материал опубликован в декабре 1975 года.
Андрей родился в 1910 году в деревне Вяжля Аткарского района Саратовской области. После окончания школы трудился на селе, а потом поступил и успешно окончил 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и летнабов имени Климента Ефремовича Ворошилова.
В 1975 году подполковник в отставке А.С. Данилов трудился в Аткарском районном отделении Общества охраны природы.
Из воспоминаний М. Лебединского: «Мы с Андреем Степановичем давние друзья. Вместе исходили здешние леса, на стареньком «Москвиче» исколесили вдоль и поперёк весь район, ночевали у рыбачьих костров. Человек он общительный, хороший рассказчик, отлично знает свой край. Много слышал от него рассказов о минувшей войне. Но сегодня речь о первом его дне, о таране, который он совершил».
9 июля 1941 года в газете «Красная Звезда» был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о посмертном награждении лётчика, старшего политрука А.С. Данилова орденом Ленина. В передовой статье газета рассказывала о том, как он погиб. Советский лётчик-истребитель утром 22 июня один вступил в бой с девяткой фашистских истребителей-бомбардировщиков «мессершмитт-110». В первые же минуты он сбил два из них, а потом, расстреляв все патроны, направил свою машину на вражеский самолёт.
«На стремительных крыльях несутся герои навстречу врагу, - писала газета. - и, если нужно, с открытыми глазами встречают смерть, но прежде поражают насмерть врага». Чуть ниже были напечатаны строки из горьковской «Песни о Соколе»: «Пускай ты умер. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету».
К счастью, сообщение о гибели лётчика оказалось ошибкой.
РАССКАЗ А.С. ДАНИЛОВА: КАК ЭТО БЫЛО…
« В то воскресное утро 22 июня 41-го в нас подняли на заре по тревоге. На Гродно шли три «юнкерса-88». Наша пятёрка истребителей И-153 в 5.00 часов встретила их на подходе к городу. Те три нарушителя границы были сбиты, один из них - мною во время преследования. Так началась для меня война. Вскоре в 9.15 часов снова пришлось подняться в воздух. Вступили в бой с восемью самолётами в районе аэродрома Черляны, на котором базировался 16-й скоростной бомбардировочный авиационный полк На этот раз удалось поджечь «фоккевульф-189». Наша эскадрилья продолжала патрулировать над городами Гродно и Лида.
Неожиданно с разных сторон к городу стали подходить немецкие бомбардировщики и истребители. Наша эскадрилья рассредоточилась. Завязались групповые бои. Вдруг вижу: с востока плотным строем летит девятка двухмоторных самолётов. Это фашисты возвращались с бомбёжки. Я решил атаковать их на встречном курсе, в лоб. Чтобы упредить противника, открыл заградительный огонь. Строй фашистской эскадрильи распался. Самолёты шарахались в разные стороны. Мельком увидел, как один задымил и пошёл к земле. Боевой разворот… В прицеле - вторая машина. Очередь почти вплотную. И этот завалился в крутую спираль. Но спустя мгновение моя машина с виража неожиданно пошла в штопор. Выхожу из штопора, но самолёт слушается вяло. Иду с креном: левое верхнее крыло разбито снарядом. А тут, оправившись от неожиданного лобового удара, фашисты стали по очереди расстреливать меня в упор. Пулей ранило в левую руку, осколками - в ногу, голову. И вдруг стрельба прекратилась. Смотрю: гитлеровец пристраивается ко мне сбоку. Мне стрелять нечем, да и у него, наверное, патроны все… Через прозрачный колпак Данилов видел фашиста в Ме-110. Тот прибавил
скорость и начал уходить вперёд, а в сторону «чайки» И-153 стал разворачиваться пулемёт стрелка-радиста. «Хотят добить», - мелькнула мысль у Данилова. И тут же он вспомнил, как им, молодым курсантом, рассказывали в лётном училище о таране, применявшемся легендарным П.Н. Нестеровым, а затем советскими лётчиками в Испании. И Андрей резко бросил свою раненую «чайку» влево, ударил врага винтом в крыло.
После тарана самолёт Данилова завалился на крыло. Тут же Данилов почувствовал сильный удар в живот. «Ну, - подумал, - конец». Так бы оно и было, если бы… Когда-то выпускались карманные часы величиной чуть ли не с блюдце, на редкость прочно сделанные и очень точные. Так вот, пуля их-то - и не осилила. (в 70-80-е годы часы и немецкая пуля хранились в одном из музеев Минска). Потом почувствовал, как за пилотной спинкой из броневой стали разорвался снаряд вражеской авиационной пушки. Голова Данилова оказалась в крови, левое плечо - тоже.
Из воспоминаний А. Данилова: «Я убрал шасси и мой самолёт врезался в густую рожь, что рядом с картофельным полем. Видел, как над моей «чайкой» пролетел «мессер» и дал по мне очередь из пулемёта».. Данилов потерял сознание…
Из воспоминаний А. Данилова: «Очнулся - тишина кругом. Слышу только, как кузнечики стрекочут да ветер шумит в колосьях. Превозмог боль и слабость, вылез из самолёта и пополз в сторону ближней деревни. Окончательно пришёл в себя только в доме колхозницы села Черлены Степаниды Степановны Гурбик. Она сделала всё что могла мне: разыскала фельдшера и санитара из стоявшего недалеко села понтонного батальона 3-й армии. Меня раненного отправили в тыл».
Советские лётчики наблюдали за воздушным боем и видели, как их товарищ пошёл на таран. С высоты казалось, что оба самолёта рухнули на землю. Тогда, конечно же, Данилов не вернулся в полк на аэродром. А тут полку пришлось срочно перелетать на запасной аэродром. Так вот и попал старший политрук в число погибших.
По данным поиска: немецкий самолёт после примененного против него тарана упал в районе Гродно в расположении 85-й стрелковой дивизии. Немецкого лётчика майора Лемана советские бойцы взяли в плен. После выздоровления и упорных тренировок лётчик Данилов воевал на Волховском фронте.Был ранен. Потом назначен заместителем командира 168-го истребительного авиационного полка по политической части. В наш полк входила и эскадрилья «Нормандия - Неман».Так, он первым обнаружил скопление вражеских войск, а потом со своим полком летал на штурмовку направляющихся к переднему краю вражеских колонн. Об этом подвиге нашего земляка после окончания войны было рассказано в журнале « Авиация и космонавтика» генерал-полковником авиации Шимаковым.
И СНОВА В БОЙ…
Из воспоминаний А. Данилова: «В июле 1943 года меня, будучи гвардии подполковником, назначили командиром 168-го истребительного авиационного полка 303-й истребительной дивизии 1-й воздушной армии Западного фронта. Воевал на Курской дуге, освобождал Минск, участвовал в штурме Берлина. После ранения передавал свой боевой опыт молодым лётчикам на востоке страны, а затем вместе с ними в августе 1945 года в составе Забайкальского фронта прикрывал десанты, высадившиеся в тылу Квантунской армии, летал над снежными пиками Большого Хингана. За время войны совершил 134 боевых вылета, лично сбил 9 самолётов противника и 1 самолёт - в составе группы. После войны, демобилизовавшись, помогал геологам искать железную руду в Карелии с помощью приборов, установленных на борту самолёта. Много лет проработал в управлении сельского хозяйства. Всю свою жизнь ветеран Великой Отечественной войны Андрей Степанович Данилов активно проводил военно-патриотическую работу в Аткарском районе и Саратовской области. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды и медалями. Имя лётчика Данилова навечно внесено золотыми буквами в летопись Саратовской губернии. Особая дружба связывала волжанина с жителями Гродно». 1 июля 1964 года горисполком города Гродно присвоил ему звание Почётного гражданина города. На этом торжественном мероприятии произошёл трогательный случай. Одна из женщин подала Данилову узкую полоску белого шёлка и сказала: «Это мы храним с тех июньских дней. Парашют свой помните? Так вот, это от него. Когда пришли фашисты, наши женщины потихоньку разделили купол на части. Косынок понаделали. «Посмотришь на косынку, - говорили тогда мы, - и наших вспомнишь».А на месте приземления его самолёта после тарана в деревне Черляны, селяне построили школу и укрепили на ней мемориальную доску в память о герое. Так было…
Одним из пилотов, совершивших таран 22 июня 1941 года, был наш земляк Андрей Степанович Данилов. О его подвиге писали в своё время газеты «Правда», «Красная Звезда», сборник «Комиссары на линии огня, 1941-1945 гг..», Политиздат, 1985 г. и другие издания.
Это рассказ об отважном лётчике не официальными сводками и материалами газет, издаваемых в СССР, а повествованием самого героя. Этот рассказ записал ещё в 1975 году друг Андрея Степановича Данилова Михаил Лебединский, работавший в то время внештатным корреспондентом газеты «Коммунист» в год 30-летия Великой Победы. Материал опубликован в декабре 1975 года.
Андрей родился в 1910 году в деревне Вяжля Аткарского района Саратовской области. После окончания школы трудился на селе, а потом поступил и успешно окончил 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и летнабов имени Климента Ефремовича Ворошилова.
В 1975 году подполковник в отставке А.С. Данилов трудился в Аткарском районном отделении Общества охраны природы.
Из воспоминаний М. Лебединского: «Мы с Андреем Степановичем давние друзья. Вместе исходили здешние леса, на стареньком «Москвиче» исколесили вдоль и поперёк весь район, ночевали у рыбачьих костров. Человек он общительный, хороший рассказчик, отлично знает свой край. Много слышал от него рассказов о минувшей войне. Но сегодня речь о первом его дне, о таране, который он совершил».
9 июля 1941 года в газете «Красная Звезда» был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о посмертном награждении лётчика, старшего политрука А.С. Данилова орденом Ленина. В передовой статье газета рассказывала о том, как он погиб. Советский лётчик-истребитель утром 22 июня один вступил в бой с девяткой фашистских истребителей-бомбардировщиков «мессершмитт-110». В первые же минуты он сбил два из них, а потом, расстреляв все патроны, направил свою машину на вражеский самолёт.
«На стремительных крыльях несутся герои навстречу врагу, - писала газета. - и, если нужно, с открытыми глазами встречают смерть, но прежде поражают насмерть врага». Чуть ниже были напечатаны строки из горьковской «Песни о Соколе»: «Пускай ты умер. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету».
К счастью, сообщение о гибели лётчика оказалось ошибкой.
РАССКАЗ А.С. ДАНИЛОВА: КАК ЭТО БЫЛО…
« В то воскресное утро 22 июня 41-го в нас подняли на заре по тревоге. На Гродно шли три «юнкерса-88». Наша пятёрка истребителей И-153 в 5.00 часов встретила их на подходе к городу. Те три нарушителя границы были сбиты, один из них - мною во время преследования. Так началась для меня война. Вскоре в 9.15 часов снова пришлось подняться в воздух. Вступили в бой с восемью самолётами в районе аэродрома Черляны, на котором базировался 16-й скоростной бомбардировочный авиационный полк На этот раз удалось поджечь «фоккевульф-189». Наша эскадрилья продолжала патрулировать над городами Гродно и Лида.
Неожиданно с разных сторон к городу стали подходить немецкие бомбардировщики и истребители. Наша эскадрилья рассредоточилась. Завязались групповые бои. Вдруг вижу: с востока плотным строем летит девятка двухмоторных самолётов. Это фашисты возвращались с бомбёжки. Я решил атаковать их на встречном курсе, в лоб. Чтобы упредить противника, открыл заградительный огонь. Строй фашистской эскадрильи распался. Самолёты шарахались в разные стороны. Мельком увидел, как один задымил и пошёл к земле. Боевой разворот… В прицеле - вторая машина. Очередь почти вплотную. И этот завалился в крутую спираль. Но спустя мгновение моя машина с виража неожиданно пошла в штопор. Выхожу из штопора, но самолёт слушается вяло. Иду с креном: левое верхнее крыло разбито снарядом. А тут, оправившись от неожиданного лобового удара, фашисты стали по очереди расстреливать меня в упор. Пулей ранило в левую руку, осколками - в ногу, голову. И вдруг стрельба прекратилась. Смотрю: гитлеровец пристраивается ко мне сбоку. Мне стрелять нечем, да и у него, наверное, патроны все… Через прозрачный колпак Данилов видел фашиста в Ме-110. Тот прибавил
скорость и начал уходить вперёд, а в сторону «чайки» И-153 стал разворачиваться пулемёт стрелка-радиста. «Хотят добить», - мелькнула мысль у Данилова. И тут же он вспомнил, как им, молодым курсантом, рассказывали в лётном училище о таране, применявшемся легендарным П.Н. Нестеровым, а затем советскими лётчиками в Испании. И Андрей резко бросил свою раненую «чайку» влево, ударил врага винтом в крыло.
После тарана самолёт Данилова завалился на крыло. Тут же Данилов почувствовал сильный удар в живот. «Ну, - подумал, - конец». Так бы оно и было, если бы… Когда-то выпускались карманные часы величиной чуть ли не с блюдце, на редкость прочно сделанные и очень точные. Так вот, пуля их-то - и не осилила. (в 70-80-е годы часы и немецкая пуля хранились в одном из музеев Минска). Потом почувствовал, как за пилотной спинкой из броневой стали разорвался снаряд вражеской авиационной пушки. Голова Данилова оказалась в крови, левое плечо - тоже.
Из воспоминаний А. Данилова: «Я убрал шасси и мой самолёт врезался в густую рожь, что рядом с картофельным полем. Видел, как над моей «чайкой» пролетел «мессер» и дал по мне очередь из пулемёта».. Данилов потерял сознание…
Из воспоминаний А. Данилова: «Очнулся - тишина кругом. Слышу только, как кузнечики стрекочут да ветер шумит в колосьях. Превозмог боль и слабость, вылез из самолёта и пополз в сторону ближней деревни. Окончательно пришёл в себя только в доме колхозницы села Черлены Степаниды Степановны Гурбик. Она сделала всё что могла мне: разыскала фельдшера и санитара из стоявшего недалеко села понтонного батальона 3-й армии. Меня раненного отправили в тыл».
Советские лётчики наблюдали за воздушным боем и видели, как их товарищ пошёл на таран. С высоты казалось, что оба самолёта рухнули на землю. Тогда, конечно же, Данилов не вернулся в полк на аэродром. А тут полку пришлось срочно перелетать на запасной аэродром. Так вот и попал старший политрук в число погибших.
По данным поиска: немецкий самолёт после примененного против него тарана упал в районе Гродно в расположении 85-й стрелковой дивизии. Немецкого лётчика майора Лемана советские бойцы взяли в плен. После выздоровления и упорных тренировок лётчик Данилов воевал на Волховском фронте.Был ранен. Потом назначен заместителем командира 168-го истребительного авиационного полка по политической части. В наш полк входила и эскадрилья «Нормандия - Неман».Так, он первым обнаружил скопление вражеских войск, а потом со своим полком летал на штурмовку направляющихся к переднему краю вражеских колонн. Об этом подвиге нашего земляка после окончания войны было рассказано в журнале « Авиация и космонавтика» генерал-полковником авиации Шимаковым.
И СНОВА В БОЙ…
Из воспоминаний А. Данилова: «В июле 1943 года меня, будучи гвардии подполковником, назначили командиром 168-го истребительного авиационного полка 303-й истребительной дивизии 1-й воздушной армии Западного фронта. Воевал на Курской дуге, освобождал Минск, участвовал в штурме Берлина. После ранения передавал свой боевой опыт молодым лётчикам на востоке страны, а затем вместе с ними в августе 1945 года в составе Забайкальского фронта прикрывал десанты, высадившиеся в тылу Квантунской армии, летал над снежными пиками Большого Хингана. За время войны совершил 134 боевых вылета, лично сбил 9 самолётов противника и 1 самолёт - в составе группы. После войны, демобилизовавшись, помогал геологам искать железную руду в Карелии с помощью приборов, установленных на борту самолёта. Много лет проработал в управлении сельского хозяйства. Всю свою жизнь ветеран Великой Отечественной войны Андрей Степанович Данилов активно проводил военно-патриотическую работу в Аткарском районе и Саратовской области. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды и медалями. Имя лётчика Данилова навечно внесено золотыми буквами в летопись Саратовской губернии. Особая дружба связывала волжанина с жителями Гродно». 1 июля 1964 года горисполком города Гродно присвоил ему звание Почётного гражданина города. На этом торжественном мероприятии произошёл трогательный случай. Одна из женщин подала Данилову узкую полоску белого шёлка и сказала: «Это мы храним с тех июньских дней. Парашют свой помните? Так вот, это от него. Когда пришли фашисты, наши женщины потихоньку разделили купол на части. Косынок понаделали. «Посмотришь на косынку, - говорили тогда мы, - и наших вспомнишь».А на месте приземления его самолёта после тарана в деревне Черляны, селяне построили школу и укрепили на ней мемориальную доску в память о герое. Так было…