Владимир Михайлович Безбоков (14 июня 1922, г. Аткарск Саратовской губернии, РСФСР, СССР – 3 августа 2000, г. Иркутск, РФ) — советский военачальник, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации. Участник Великой Отечественной войны, Советско-японской войны.Энциклопедическая справкаРодился в семье военнослужащего. В армии с 1940. Окончил Саратовскую военную авиашколу пилотов в 1941. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941. Зам. командира эскадрильи 7-го гвардейского авиационного полка (54-й авиационной дивизии, 4-го гвардейского авиационного корпуса авиации дальнего действия). Гвардии капитан Безбоков к ноябрю 1944 совершил 259 боевых вылетов на бомбардировку объектов противника. Звание Героя Советского Союза присвоено в 1945. Участник войны с Японией (1945). В 1956 окончил Военно-воздушную академию, а 1965 – Военную академию Генштаба. Генерал-лейтенант. В апреле 1980 переведен в
Иркутск на должность командира авиационной армии. В 1985 вышел в отставку в чине генерал-полковника. Председатель Иркутского областного совета ДОСААФ, с 1989 – председатель областного совета ветеранов войны. Избирался депутатом Иркутского областного совета народных депутатов. Похоронен в
Иркутске на
Радищевском кладбище.
Заслуженный военный летчик СССР. Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й ст., медалями.
Биографическая справка
Безбоков Владимир Михайлович (1922 – 2000) — генерал-полковник авиации. Участник Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.), войны с Японией (1945 г.). Воевал в составе 7-го гвардейского Краснознаменного Гатчинского тяжелого бомбардировочного авиаполка в составе ДБА, АДД, 18-й Воздушной Армии, выполнял боевые задания в интересах Северо-Западного, Западного, Сталинградского, Северо - Кавказского, Ленинградского, Воронежского, 2-го Украинского и других фронтов. Активное участие принимал в обороне Москвы, Ленинграда, Сталинграда, в Курской битве, в освобождении Финляндии, Румынии, Венгрии, Чехословакии. На ноябрь 1944 года совершил 259 успешных боевых вылетов и за проявленное геройство при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, 29 июня 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». За Вторую Мировую войну совершил около 300 боевых вылетов, из них более 100 вылетов - в осажденный Ленинград. Участник исторического Парада Победы 24 июня 1945 года в г. Москве.
После окончания Второй Мировой войны проходил военную службу в Дальней авиации на командных должностях, прошел путь от второго пилота самолета до Командующего Воздушной армии, от летчика-сержанта до генерал-полковника авиации, командовал авиационными полком, дивизией, корпусом, отделом боевой подготовки Командования Дальней авиацией, Воздушной армией. За боевые отличия и безупречную службу в Советской Армии награжден более 40 наградами, в т.ч. и тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и другими наградами. Окончил с отличием среднюю школу, Саратовскую военную школу летчиков (1941), Военно-воздушную академию (1956), Академию Генерального штаба СССР (и с золотой медалью, 1965). Заслуженный военный летчик СССР (1966), военный летчик первого класса, освоил 11 типов самолетов, в т.ч. и бомбардировщики ТБ-3, ТУ-16, ТУ-95. Почетный гражданин поселка Угра Смоленской области (1972). С 1980 по 2000 г.г. жил, служил, работал в городе Иркутске, принимал активное участие в общественной жизни г.
Иркутска и Иркутской области, в патриотическом воспитании молодежи, ветеранском движении. С 1980 по 1985 г.г. в Иркутске проходил военную службу Командующим и членом военного Совета 30-й Воздушной армии ВГК (СН), штаб и управление которой размещались в г.Иркутске (ул. Чехова, 2), начальником Иркутского гарнизона. Избирался и успешно работал членом бюро Иркутского обкома КПСС, депутатом Иркутского областного Совета народных депутатов, делегатом 26 съезда КПСС от Иркутской области, а ранее, депутатом Смоленского областного Совета народных депутатов, депутатом Верховного Совета Белорусской ССР.
В 1985 году в звании генерал-полковника авиации ушел в запас. С 1987 по 1991 г.г. успешно руководил Иркутским областным комитетом ДОСААФ, с 1990 по 1995 г.г. — Иркутским областным Советом ветеранов войны и труда. Скончался 3 августа 2000 г., похоронен в городе Иркутске.
Решением Думы г. Иркутска в 1996 улица Приморская в городе Иркутске была переименована и названа его именем. В честь Безбокова Владимира Михайловича в городе Иркутске установлены три мемориальные доски - на доме, где он жил (ул.5-й Армии, 16), на здании Иркутского областного ДОСААФ, где он работал (ул. Поленова, 18), на доме № 10 по ул. Безбокова, с 1996 г. носящей его имя. В 2001 году постановлением губернатора Иркутской области Иркутскому авиационно-спортивному клубу ДОСААФ присвоено имя Героя Советского Союза Безбокова Владимира Михайловича. По идее, инициативе и ходатайству Н.Ф. Кустова, ходатайству иркутян, ветеранов Дальней авиации, в 2012г. решением военного Совета Командования Дальней авиации МО РФ дальнему сверхзвуковому бомбардировщику ТУ-22М3 авиабазы «Белая» (Иркутская область) присвоено почетное наименование «Владимир Безбоков». По инициативе ветеранов первого летного экипажа специального самолета ТУ-134 в/ч 15580 (г.Иркутск) и ходатайству иркутян, ветеранов, общественных организаций, 30 мая 2013 г. решением Думы г. Иркутска участнику Великой Отечественной войны, Герою Советского Союза, заслуженному военному летчику СССР, генерал-полковнику авиации Безбокову Владимиру Михайловичу присвоено звание «Почетный гражданин города Иркутска» (посмертно). Это звание В.М. Безбокову присвоено за мужество и героизм, проявленные им в годы Великой Отечественной войны, существенный вклад в развитие Иркутска и обеспечение благополучия его населения, высокий профессионализм и большую общественно-патриотическую деятельность. Посмертно такое почетное звание в истории города Иркутска присвоено впервые. Герой Советского Союза В.М. Безбоков стал 100-м почетным гражданином города Иркутска за всю его историю (2013) и первым, кому такое почетное звание присвоено посмертно.
Герой Советского Союза Родился 14 июня 1922 года в г. Аткарске Саратовской области в семье служащего, русский.
В 1939 году окончил 10 классов и поступил в Саратовскую ВАШП. После её окончания в апреле 1941 года был направлен в Ленинградский военный округ на должность второго пилота самолёта ТБ-3.
С первого и до последнего дня сражался на фронтах Великой Отечественной войны в должностях командира корабля, командира отряда, командира эскадрильи. Выполнил 262 боевых вылета в глубокий тыл противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии капитану Безбокову Владимиру Михайловичу за проявленное мужество и героизм при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками присвоено звание Героя Советского Союза. Участник войны с Японией, выполнил 28 боевых вылетов.
В послевоенный период службу проходил в Дальней авиации. Летал на многих типах самолётов, в том числе на Ту-16 и Ту-95. Занимал должности командира полка, дивизии, авиационного корпуса, командующего воздушной армией, заместителя командующего Дальней авиацией.
В 1956 году окончил Военную академию командного и штурманского состава ВВС КА, а в 1965 году – академию Генерального штаба им. К.Е. Ворошилова.
В 1966 году удостоен звания
Заслуженного военного лётчика СССР. Награждён 10-ю орденами и 20-ю медалями СССР.
Почётный гражданин пгт. Угра Смоленской области.
С 1985 года генерал-полковник В.М. Безбоков - в запасе.
Умер 3 августа 2000 года, похоронен в г. Иркутске.
Доп.информация по выпускнику училища, Герою Советского Союза, генерал-полковнику авиации В.М. Безбокову, справка подготовлена Н.Ф. Кустовым, председателем орг.комитета по проведению патриотической акции «Память жива», ветераном военной службы и Дальней авиации России. (г.Иркутск).БЕЗБОКОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (14.06.1922 - 03.08.2000)
Генерал-полковник авиации. Родился 14.06.1922 г. в г. Аткарске Саратовской области. Участник Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.), войны с Японией (1945 г.).
Воевал в составе 7-го гвардейского Краснознаменного Гатчинского тяжелого бомбардировочного авиаполка в составе ДБА, АДД, 18-й Воздушной Армии, выполнял боевые задания в интересах Северо-Западного, Западного, Сталинградского, Северо - Кавказского, Ленинградского, Воронежского, 2-го Украинского и других фронтов. Активное участие принимал в обороне Москвы, Ленинграда, Сталинграда, в Курской битве, в освобождении Финляндии, Румынии, Венгрии, Чехословакии.
На ноябрь 1944 года совершил 259 успешных боевых вылетов и за проявленное геройство при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, 29 июня 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
За Вторую Мировую войну совершил около 300 боевых вылетов, из них более 100 вылетов - в осажденный Ленинград. Участник исторического Парада Победы 24 июня 1945 года в г. Москве.
После окончания Второй Мировой войны проходил военную службу в Дальней авиации на командных должностях, прошел путь от второго пилота самолета до Командующего Воздушной армии, от летчика-сержанта до генерал-полковника авиации, командовал авиационными полком, дивизией, корпусом, отделом боевой подготовки Командования Дальней авиацией, Воздушной армией.
За боевые отличия и безупречную службу в Советской Армии награжден более 40 наградами, в т.ч. и тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и другими наградами. Окончил с отличием среднюю школу, Саратовскую военную школу летчиков (1941), Военно - воздушную академию (1956), Академию Генерального штаба СССР (и с золотой медалью, 1965). Заслуженный военный летчик СССР (1966), военный летчик первого класса, освоил 11 типов самолетов, в т.ч. и бомбардировщики ТБ-3, ТУ-16, ТУ-95.
Почетный гражданин поселка Угра Смоленской области (1972).
С 1980 по 2000 г.г. жил, служил, работал в городе Иркутске, принимал активное участие в общественной жизни г.Иркутска и Иркутской области, в патриотическом воспитании молодежи, ветеранском движении.
С 1980 по 1985 г.г. в Иркутске проходил военную службу Командующим и членом военного Совета 30-й Воздушной армии ВГК (СН), штаб и управление которой размещались в г.Иркутске (ул. Чехова, 2), начальником Иркутского гарнизона. Избирался и успешно работал членом бюро Иркутского обкома КПСС, депутатом Иркутского областного Совета народных депутатов, делегатом 26 съезда КПСС от Иркутской области, а ранее, депутатом Смоленского областного Совета народных депутатов, депутатом Верховного Совета Белорусской ССР.
В 1985 году в звании генерал-полковника авиации ушел в запас.
С 1987 по 1991 г.г. успешно руководил Иркутским областным комитетом ДОСААФ, с 1990 по 1995 г.г. - Иркутским областным Советом ветеранов войны и труда.
Скончался 3 августа 2000г., похоронен в городе Иркутске.
Решением Думы г. Иркутска в 1996г. улица Приморская в городе Иркутске была переименована и названа его именем. В честь Безбокова Владимира Михайловича в городе Иркутске установлены три мемориальные доски - на доме, где он жил (ул.5-й Армии, 16), на здании Иркутского областного ДОСААФ, где он работал (ул. Поленова, 18), на доме № 10 по ул. Безбокова, с 1996г. носящей его имя.
В 2001 году постановлением губернатора Иркутской области Иркутскому авиационно-спортивному клубу ДОСААФ присвоено имя Героя Советского Союза Безбокова Владимира Михайловича.
По идее, инициативе и ходатайству Н.Ф. Кустова, ходатайству иркутян, ветеранов Дальней авиации, в 2012г. решением военного Совета Командования Дальней авиации МО РФ дальнему сверхзвуковому бомбардировщику ТУ-22М3 авиабазы «Белая» (Иркутская область) присвоено почетное наименование «Владимир Безбоков».
По инициативе ветеранов первого летного экипажа специального самолета ТУ-134 в/ч 15580 (г.Иркутск) и ходатайству иркутян, ветеранов, общественных организаций, 30 мая 2013г. решением Думы г.Иркутска участнику Великой Отечественной войны, Герою Советского Союза, заслуженному военному летчику СССР, генерал-полковнику авиации Безбокову Владимиру Михайловичу присвоено звание «Почетный гражданин города Иркутска» (посмертно).
Это звание В.М. Безбокову присвоено за мужество и героизм, проявленные им в годы Великой Отечественной войны, существенный вклад в развитие Иркутска и обеспечение благополучия его населения, высокий профессионализм и большую общественно-патриотическую деятельность.
Посмертно такое почетное звание в истории города Иркутска присвоено впервые. Герой Советского Союза В.М. Безбоков стал 100-м почетным гражданином города Иркутска за всю его историю (2013) и первым, кому такое почетное звание присвоено посмертно.
Владимир Безбоков родился 14 июня 1922 г. в г. Аткарске Саратовской области в семье военнослужащего. После окончания школы учился в аэроклубе, в 1940 г. поступил в Саратовское авиаучилище. Через год, в апреле 1941 года, успешно завершив обучение в школе пилотов, лётчик-сержант был направлен в Ленинградский военный округ в 7-й тяжёлый бомбардировочный полк дальнего действия 54-й авиадивизии 4-го гвардейского корпуса. В годы войны 54 авиадивизия входила в состав Северо-Западного фронта. Суровая военная необходимость заставляла командование направлять авиаподразделения на Западный, Сталинградский, Северо-Кавказский, Ленинградский, Воронежский и др. фронта. Свой боевой счет он открыл в боях под Москвой, и за успешные действия по наземным целям: живой силе и технике противника в том же 1941 г. получил свою первую награду — медаль «За отвагу».
В начале 1942 года экипаж Безбокова направили доставить подкрепление 4-му воздушно-десантному корпусу, оказавшемуся в окружении у посёлка Угра Смоленской области. Фашистским снарядом была повреждена посадочная лыжа, посадить самолёт экипаж сумел, но взлететь не удалось. 2,5 месяца экипаж Безбокова участвовал в операциях десантников и партизан. За ратный подвиг и в ознаменование 30-летия высадки десанта на Смоленской земле в феврале 1972 года В.М. было присвоено звание Почётного гражданина посёлка Угра.
Более 100 боевых вылетов совершил летчик в Ленинград, вывозя из города детей, женщин, а туда доставляя боеприпасы и продовольствие. Чтобы увеличить полезную нагрузку самолета, летали без парашютов. А после Ленинграда был Сталинград. Осенью 1942 года экипажу Безбокова была поставлена задача — нанести удар по скоплению противника на северо-западной окраине Сталинграда. При подходе к цели у бомбардировщика Ли-2 отказал левый мотор. Летчик, продолжая полет на одном моторе, произвел прицельное бомбометание, вызвал два сильных взрыва и очаг пожара, после чего совершил благополучную посадку на своем аэродроме.
Летом 1943 года экипажу Безбокова поручили осуществить подсветку железнодорожного узла, где скопилось большое количество фашистской военной техники. Рассказ об этой истории сохранился в видеозаписи, которую мы посмотрим чуть позже.
В 1944 году Безбокову пришлось выполнить боевое задание особой сложности и ответственности в Чехословакии – вывезти золотой запас Словацкого национального Совета, возглавившего восстание чехословацкого народа против фашистов.
За время войны летчик совершил 259 боевых вылетов, обрушив на головы фашистов более 200 тонн осколочно-фугасных бомб, сбросил 720 осветительных бомб, уничтожил 6 складов с боеприпасами, 8 железнодорожных эшелонов, 12 самолетов, 26 танков, 9 автомашин, вызвал 75 крупных пожаров и 57 сильных взрывов.
Виктор Михайлович стал участником исторического Парада Победы 24 июня 1945 года в г. Москве. Он шёл по Красной площади в составе свободного батальона авиации Дальнего действия Карельского фронта. За отличное выполнение боевых заданий, проявленное при этом мужество и геройство заместителю командира эскадрильи гвардии капитану В.М. Безбокову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая звезда.
Мирная жизнь ознаменовалась рождением сына Владимира. Дальний Восток 1946 г. Но на этом боевая деятельность героя не закончилась. Золотую Звезду ему вручили сразу же после Парада Победы и направили на новый театр военных действий — на Дальний Восток. Во время войны с Японией он совершил еще несколько боевых вылетов, доведя их общее число до 300.
После Великой Отечественной войны Герой Советского Союза В. М. Безбоков занимал командные должности в авиации дальнего действия. Не забывал он о повышении своих знаний, совершенствовании летного мастерства. Успешно заканчивает Военно-воздушную академию, Академию Генерального штаба, становится генералом. Он последовательно занимает крупные посты в авиации дальнего действия: командует корпусом, армией, является заместителем командующего.
За выдающиеся заслуги в деле укрепления обороны страны 16 августа 1966 г. ему присваивается почетное звание «Заслуженный военный летчик СССР».
В 1980 году была создана 30-я воздушная армия Верховного главнокомандования стратегического назначения, управление которой разместилось в нашем городе. Командующим армией был назначен генерал-лейтенант В.М. Безбоков. Подразделения новой армии дислоцировались на территории от Волги до Тихого океана. Они пополнялись современными воздушными кораблями (ТУ-22М2, ТУ-22МЗ, ТУ-95МС, ТУ-160). Эти самолёты были оснащены крылатыми ракетами большой дальности и были способны наносить удары по заданным целям в любой точке земного шара.
Одной из главных задач командарм Безбоков считал умелую организацию занятий по боевой подготовке и освоению новой техники. По словам генерал-полковника авиации, Героя Советского Союза, Заслуженного военного лётчика В.В. Решетникова, в 30-й воздушной армии «… каждый занимался своим делом, знал его в совершенстве, не оглядывался по сторонам. Любой из его подчинённых твёрдо знал: командир рядом и всегда поможет…»
В феврале 1984 года Безбокову было присвоено звание генерал-полковника авиации. В 1985 году он ушёл в отставку с должности командующего 30-й воздушной армией. Но с Иркутском не расстался. По его словам, он «прикипел к Сибири… мыслями и душой». Еще, будучи командармом, активно участвовал в общественной жизни города Иркутска и Иркутской области. Он избирался депутатом Иркутского областного Совета, делегатом 26 съезда КПСС от Иркутской области, членом бюро Иркутского обкома КПСС. После увольнения в запас Безбоков был единогласно избран председателем Иркутского областного совета ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Четыре года он возглавлял эту организацию, отдавая свои знания, умение и опыт подготовке призывников. Особое внимание он уделял развитию малой авиации в авиационно-спортивных клубах Иркутска, Братска, Усть-Илимска. Иркутское ДОСААФ при нём ежегодно готовило более 20 лётчиков, парашютисты совершали около 12 тысяч прыжков, пополнялся самолётный парк.
В июне 1990 года он был избран председателем Иркутского областного совета ветеранов войны и труда, придавал большое значение патриотическому воспитанию молодёжи, сохранению памяти о Великой Отечественной войне, улучшению условий жизни и быта ветеранов. При нём Иркутская областная организация ветеранов стала одной из лучших в Российской Федерации.
Несомненным достижением областного совета ветеранов является выпуск восьмого тома книги «Память» - о погибших в годы войны иркутянах. Хотя эта работа была начата при его предшественнике И. М. Мельникове, генерал Безбоков вложил свой ощутимый вклад в это дело и довел его до завершения. Это достойный вечный памятник нашим землякам, отстоявшим ценою своих жизней свободу и независимость Отечества.
Память о В.М. Безбокове в нашем городе сохраняется. В 1996 году в его честь по постановлению мэра г. Иркутска и решению городской Думы ул. Приморская в г. Иркутске была переименована в улицу Безбокова. На доме № 10 по ул. Безбокова в г. Иркутске установлена информационная доска. На доме № 16 по ул. 5-й Армии, где жил В.М. Безбоков, установлена мемориальная доска. Мемориальная доска установлена и на здании Иркутского ДОСААФ. В июле 2001 года постановлением губернатора Иркутскому авиационно-спортивному клубу присвоено имя Героя Советского Союза Владимира Михайловича Безбокова.
В момент серьезной опасности навряд ли есть время размышлять долго. В доли секунды, которые у человека есть на размышление, срабатывает подсознание. А подсознание - это спрессованный опыт предыдущих поколений, воспитание, моральные принципы, по которым живет человек, собственный жизненный опыт. Направленность души не на себя, а на других, мне кажется, и играет решающую роль в способности человека совершить подвиг. Большинство подвигов совершаются во время войны в труднейших условиях, связанных с преодолением страха, голода, холода, недосыпания. В основе этого лежит огромное чувство ответственности перед страной, перед родными, перед самим собой.
Память жива!Посвящается участнику Великой Отечественной войны, Герою Советского Союза, участнику Парада Победы 1945 года, Заслуженному военному летчику СССР, Командующему 30-й ВА ВГК, генерал-полковнику авиации Владимиру Михайловичу Безбокову.
Правду истории нужно рассказывать молодым. Чтобы не терялась связь поколений. Чтобы идя вперёд, не забывать уроки прошлого…Родился Владимир Михайлович 14 июня 1922 года, в городе Аткарске Саратовской области в семье потомственного военного. 16-ти летним подростком вместе со своим старшим братом Юрием он стал посещать Саратовский аэроклуб, где они постигали азы летного мастерства. В марте 1940 года он поступил в только что открытую в Саратове военную авиационную школу пилотов.
В апреле 1941 года, успешно завершив обучение в школе пилотов, сержант Владимир Безбоков был направлен в Ленинградский военный округ. С началом войны свой боевой счет летчик В. Безбоков открыл в боях под Москвой и за успешные действия был
награжден первой боевой медалью «За отвагу»В начале 1942 года экипаж самолета ТБ-3, в котором лейтенант Безбоков был вторым пилотом, направили доставить подкрепление нашим войскам, оказавшимся в окружении у поселка Угра Смоленской области. В одном из вылетов фашистским снарядом была повреждена посадочная лыжа и, взлететь после посадки и разгрузке боеприпасов, на поврежденном самолете экипажу не удалось. Более двух месяцев экипаж участвовал в операциях партизан, а молодой лейтенант возглавил разведывательный взвод и водил его в штыковые атаки.
За ратный подвиг и в ознаменование 30-летия высадки десанта на Смоленской земле в феврале 1972 года В.М. Безбокову было присвоено звание Почетного гражданина посёлка Угра.
После возвращения в родной полк экипаж Безбокова совершил более 100 вылетов в осажденный Ленинград, доставляя туда боеприпасы и продовольствие, а из города вывозя детей и женщин. Чтобы увеличить полезную нагрузку самолета, летали без парашютов. Участвовал экипаж и в боевых действиях на Балтике.
После Ленинграда были Сталинград, Курская дуга.
…26 сентября 1942 года экипажу лейтенанта Безбокова была поставлена задача – нанести удар по скоплению противника на западной окраине Сталинграда. При подходе к цели на самолете вышел из строя один из моторов. Несмотря на огненную карусель в воздухе, экипаж Безбокова с поставленной задачей справился, два мощных взрыва и очаг пожара – тому подтверждение. И таких вылетов в осаждённый Сталинград его экипаж, боевые товарищи 7-го Гатчинского тяжелого бомбардировочного авиаполка Дальнего действия сделали сотни. За исключительную храбрость личного состава этого полка в Сталинградской битве, полку присвоено звание «Гвардейский», а 31 декабря 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, лейтенант Безбоков В.М. был награждён орденом Красного Знамени и медалью «За оборону Сталинграда».
После выполнения очередной боевой задачи, возвращаясь на свой аэродром, командир корабля лейтенант Безбоков наблюдал как от огненных трасс истребителей противника, загорелся самолёт Ли-2, экипаж которого выполнял такую же как и он задачу по бомбардировке железнодорожной станции Барвенково. Члены экипажа чудом сумели выбраться из горящей машины и на парашютах приземлились на оккупированной фашистами территории.
Оставить в беде своих товарищей, Владимир Безбоков не мог. Он понимал, какая опасность грозит летчикам сбитого самолёта и принимает решение па посадку. Сделав круг, выбрав ровное поле, командир посадил самолёт. В кабине, как вспоминал позднее Владимир Михайлович, явственно запахло кукурузой. Через несколько минут у бомбардировщика собрались члены экипажа сбитого самолёта во главе с командиром ст. лейтенантом Волковым. По примятой в кукурузном поле дорожке, натужно ревя моторами, Ли-2 оторвался от земли.
28 августа 1943 года, за проявленное личное мужество и героизм, при спасении экипажа бомбардировщика, В.М. Безбоков был награжден орденом Красного Знамени.
В 1944 году Безбокову пришлось выполнять задание особой сложности и ответственности в Чехословакии – вывести золотой запас Словацкого национального Совета, возглавившего восстание чехословацкого народа против фашистов. В 1979 году за успешное выполнение этого задания Безбоков был награжден чехословацким орденом Красной Звезды.
В конце войны экипаж Безбокова участвовал в сокрушении вражеской обороны на территории Польши и Германии.
За время войны летчик Безбоков совершил 16 боевых вылетов днем и 243- ночью, провел в воздухе 1665 часов. Экипаж Безбокова обрушил на вражеские позиции 200 тонн осколочно-фугасных бомб, сбросил 720 осветительных бомб, уничтожил 6 складов с боеприпасами, 8 железнодорожных эшелонов, 26 танков, 12 самолетов, 9 автомашин, вызвал 75 крупных пожаров и 57 сильных взрывов.
В.М. Безбоков стал участником исторического Парада Победы 24 июня 1945 года в городе Москве. Он шел по Красной площади в составе сводного батальона авиации Дальнего действия Карельского фронта.
Летчики АДД после Парада Победы. Безбоков в 3-ем ряду справа.
29 июня 1945г. за 259 успешных боевых вылетов и проявленное при этом мужество и героизм заместителю командира эскадрильи гвардии капитану В.М. Безбокову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая звезда.
После получения высокой награды боевая биография Безбокова продолжалась на новом театре военных действий. Началась война с Японией, в которой Владимир Михайлович совершил 28 боевых вылетов по переброске грузов и доставке десанта.
Пройдя горнило двух страшных войн, неоднократно побывав в самом её пекле, Безбоков дважды был ранен и остался в живых. На груди 23-летнего капитана теснились заслуженные награды: орден Ленина и Золотая Звезда Героя Советского Союза, три ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».
В послевоенный период Владимир Михайлович проходит службу на различных командных должностях, от командира полка до заместителя Командующего Дальней авиации. География мест его службы также впечатляет – весь Советский Союз. А для качественного освоения новой реактивной, сверхзвуковой, ракетоносной техники нужны новые знания, и он их получает, с отличием заканчивая в 1956 году Военно-воздушную академию, а в 1965 году, с золотой медалью - Академию Генерального штаба.
Наиболее ярко полководческий талант 58-летнего Заслуженного военного летчика СССР В.М. Безбокова проявился при его назначении в 1980-ом году на должность Командующего 30-ой воздушной армии Верховного Главнокомандования стратегического назначения (ВА ВГК СН).
30-ая ВА ВГК создана на базе 8-го отдельного тяжелобомбардировочного авиакорпуса с размещением Управления армии в столице Восточной Сибири городе Иркутске. Авиационные части и соединения 30-ой ВА ВГК дислоцировались от Волги до берегов Тихого океана и перевооружались на современные воздушные корабли Ту-22М2, Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160. Эти самолеты оснащались крылатыми ракетами большой дальности и были способны нанести ракетный удар по целям в любой точке земного шара. Одной из главных задач командарм В.М. Безбоков считал умелую организацию по освоению новой авиатехнике и проведению боевой подготовки. По словам Командующего Дальней авиации, Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации Решетникова В.В. «…в 30 ВА каждый занимался своим делом, знал его в совершенстве, не оглядывался по сторонам. Любой из подчиненных Безбокова твердо знал: командир рядом и всегда поможет...»
Служи честно, сынок! Генерал-полковник авиации В.М.Безбоковвручает диплом выпускнику ИВВАИУ.За умелое руководство частями и соединениями в мирное время, за личный вклад в деле испытания ядерного оружия, освоения новой авиационной техники генерал Безбоков награждается орденами Красной Звезды, Отечественной войны I-ой степени, За службу Родине III-степени и многими медалями.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 16 августа 1966 года ему присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР», а в феврале 1984 года присвоено воинское звание генерал-полковника авиации.
В 1985 году он уходит в отставку с должности командующего 30-ой ВА ВГК, но с Иркутском не расстался. По его словам, он «прикипел к Сибири… мыслями и душой».
В.М. Безбоков, ещё, будучи командармом, активно участвовал в общественной жизни города Иркутска и Иркутской области. Он избирался делегатом Иркутского областного Совета, делегатом XXVI съезда КПСС от Иркутской области, членом бюро Иркутского обкома КПСС.
После увольнения в запас Владимир Михайлович был избран председателем Иркутского областного совета ДОСААФ. Четыре года он возглавлял эту организацию, отдавая свои знания и опыт подготовке призывников, делу патриотическому воспитанию молодёжи. Особое внимание он уделял развитию малой авиации в авиационно-спортивных клубах Иркутска, Братска, Усть-Илимска. Более 100 единиц авиатехники поступило в авиаклубы области за это время. Именно в его бытность председателем совета Иркутский ДОСААФ ежегодно готовил более 20-ти летчиков (в том числе и будущих космонавтов), парашютисты совершали белее 12 тысяч прыжков. Всё это позволило Иркутскому авиационно-спортивному клубу в непростые годы перестройки сохранить свой статус, учебно-материальную базу и преподавательский состав.
В июле 2001 года постановлением губернатора Иркутской области негосударственному образовательному учреждению – Иркутскому авиационно-спортивному клубу в ознаменование заслуг перед Родиной и Иркутской областной организацией РОСТО (ДОСААФ) присвоено имя Героя Советского Союза Безбокова Владимира Михайловича.
В 1990 году Безбоков был избран председателем Иркутского областного Совета ветеранов войны и труда, и исполнял эту должность до 1995 года. При нём Иркутская областная организация ветеранов стала одной из лучших в Российской Федерации. Он придавал большое значение патриотическому воспитанию молодёжи, сохранению памяти о Великой Отечественной войне, улучшению условий жизни и быта ветеранов. В предисловии к книге А.Г. Суматрина «На Параде Победы» Безбоков писал: «…есть страницы истории, которые нельзя забывать в наш быстротекущий, стремительный век…». И он всё делал, чтобы это выполнить.
Иркутяне - Герои Советского Союза Б.А. Пискунов,председатель областного совета ветеранов войны и труда В.М.Безбоков,В.П.Лызин. 1991 год (фото Карнаухова).3 августа 2000 года, после тяжелой и продолжительной болезни, Владимир Михайлович Безбоков скончался. Похоронили его на Радищевском кладбище в городе Иркутске.
Память о легендарном человеке, выдающемся военноначальнике, Герое Советского Союза, генерал-полковнике Безбокове В.М. жива в сердцах тысяч иркутян, воинов авиаторов по всей стране.
Только в Иркутске установлено три мемориальных доски:
- на доме №16 по улице 5-ой Армии, где жил В.М. Безбоков;
- на здании Иркутской областной организации РОСТО (ДОСААФ);
- на доме №10 по улице носящей его имя (улица Приморская бала переименована в улицу В.М. Безбокова в 1996 году).
В июле 2001 года постановлением губернатора Иркутской области негосударственному образовательному учреждению – Иркутскому авиационно-спортивному клубу в ознаменование заслуг перед Родиной и Иркутской областной организацией РОСТО (ДОСААФ) присвоено имя Героя Советского Союза Безбокова Владимира Михайловича.
В 2013 году постановлением Думы города Иркутска, Владимиру Михайловичу Безбокову было присвоено звание «Почетный гражданин города Иркутска»
Вот таким остался в нашей памяти Командующий 30-й Воздушной армии Верховного Главного Командования, Заслуженный военный летчик СССР, Горой Советского Союза, кавалер более четырех десятков боевых орденов и медалей, генерал-полковник авиации, коммунист с 60-летнем стажем и просто замечательный, с большой буквы ЧЕЛОВЕК - ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ БЕЗБОКОВ.
Правду истории нужно рассказывать молодым. Чтобы не терялась связь поколений. Чтобы идя вперёд, не забывать уроки прошлого…
Воинские звания[
править |
править код]
Награды[
править |
править код]
СССРДругих государств